В нынешнее межсезонье армейцам предрекали серьезные перемены. Клуб несколько лет подряд справедливо считался лучшим в России, но в прошлом сезоне отступил с завоеванных позиций. Третье место в национальном первенстве и вылет из Лиги чемпионов должны были стать, по мнению ряда специалистов, предвестником чуть ли не революционных изменений в составе команды.
Но на самом деле ничего подобного не произошло. Ситуацию еще в конце декабря на встрече в редакции "СЭ" прояснил президент ЦСКА Евгений Гинер. Заголовок к его интервью был красноречив: "Остаются все - и Газзаев, и игроки".
Сейчас футболисты, в последние годы определявшие лицо армейской команды, спокойно готовятся к новому сезону, не помышляя об уходе. И, как мне показалось, чувствуют себя при этом великолепно. "Мои мысли связаны только с ЦСКА", - эти слова мне на недавнем испанском сборе, не сговариваясь, повторили и Вагнер Лав, и Жо, и Красич, которых слухи совсем недавно отправляли в другие клубы.
То, что ЦСКА удалось сохранить лучшие силы, можно назвать несомненным плюсом для команды. Это, однако, вовсе не означает, что армейцам не требовалось усиление.
Как и в последние годы, клуб не стал развивать бурную активность на трансферном рынке. По большому счету, на мой взгляд, можно говорить о том, что в состав на данный момент влились два футболиста - приобретенный у нальчикского "Спартака" бразильский форвард Рикарду Жезус и 17-летний Алан Дзагоев.
Есть, конечно, большая группа молодых и очень способных футболистов из дубля. В Херес-де-ла-Фронтера они работали бок о бок с главной командой, и Валерий Газзаев нередко подключал молодежь к занятиям с армейскими звездами. В частности, это касается молодого вратаря Дмитрия Абакумова и защитника Антона Власова. Оба, кстати, сейчас находятся в Марбелье, где основной состав проводит заключительный сбор.
И все же именно Рикарду Жезуса и Дзагоева тренерский штаб, похоже, уже сейчас рассматривает как полноценных футболистов основного состава. Поэтому, думаю, стоит присмотреться к ним повнимательнее.
Рикарду в Нальчике находился на первых ролях. Но одно дело - быть первым парнем в клубе, который звезд с неба не хватает, и совсем другое - доказать состоятельность на самом высоком уровне. Сложилось впечатление, что адаптация бразильца в новом коллективе прошла безболезненно. В этом, вне всякого сомнения, футболисту помогли соотечественники. Вагнер, Дуду и компания взяли шефство над Рикарду, помогли ему быстро освоиться. Не в последнюю очередь из-за этого игрок уверенно чувствует себя и на поле. По крайней мере в контрольных матчах, которые удалось посмотреть, Рикарду выглядел очень прилично.
Он может сыграть и на острие, и на позиции второго форварда. Показалось даже, что из глубины ему атаковать сподручнее. По крайней мере схема с тремя бразильскими нападающими, которую пробует Газзаев в межсезонье, выглядит весьма привлекательной. Рикарду уже нашел взаимопонимание с Вагнером и Жо - южноамериканские легионеры комбинируют с нескрываемым удовольствием. А к главным козырям новичка можно отнести уверенную игру на "втором этаже" и высокую скорость.
А вот совсем еще юного Дзагоева отличает зрелая не по годам игра. Техничный атакующий полузащитник очень тонко чувствует ситуацию и способен выдать обостряющий пас-конфетку. Так что у Даниэла Карвалью, судя по всему, в ЦСКА появился серьезный конкурент. В товарищеском матче с "Карпатами", на котором мне довелось присутствовать в Испании, Дзагоев открыл счет, закрутив мяч в сетку прямым ударом с угловой отметки. На тренерской скамейке ЦСКА на это событие отреагировали, шутливо назвав юношу "наследником Лобановского".
А вот что сказал мне Вагнер Лав: "Рискну предположить, что открытием сезона может стать Дзагоев. Очень перспективный игрок. Думаю, он способен вырасти в одного из лучших футболистов России". Такая оценка, выставленная, между прочим, игроком сборной Бразилии, дорогого стоит.
Никто не знает, как сложится для армейских новичков предстоящий сезон. Но то, что появление двух перспективных футболистов усилило конкуренцию в ЦСКА, факт бесспорный. А это армейской команде было ой как необходимо.